Рабочая программа по допобразованию Школа вежливых наук

1. Пояснительная записка
1.1.

Нормативная база

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» составлена в
соответствии с:
1.
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
2.
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (для I - IV классов),
3.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115,
4.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №
254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность»,
5.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск
учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего
общего, основного общего образования»,
6.
Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»», от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»,
7. Уставом МАОУ Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ.
8. Учебным планом НОО МАОУ Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ.
9. Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности.
1.2. Цели и задачи
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» разработана
на основе авторской программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному

направлению на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука
нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в
сотрудничестве с родителями.
Цель программы внеурочной деятельности: воспитание нравственных чувств и
этического сознания у учащихся начальных классов на основе формирования
личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи:
- сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах
нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между
поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями
социальных групп;
-способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на
улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
-раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между
людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
-научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое
мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Реализация
программы
предполагает
формирование
первоначального
представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения
бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой,
как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные
выставки, просмотр видеофильмов.
1.3. Общая характеристика курса
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества
приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких
понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе:
социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков,
потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного
развития и воспитания гражданина России определён современный национальный
воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем
школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами
поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок
имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и
склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных
требований во внутренние.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач
образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей,
накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его
поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными
взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек
составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и

развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного
воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания
младшего школьника.
«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на
непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо
использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего
задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или
рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю
работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в
обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к
внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их
нравственной сущности.
Формы занятий и контроля
Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная,
индивидуальная,коллективная
Для формирования интереса к нравственности предлагаются
следующие формыорганизации занятий:
 беседа
 экскурсии
 заочные путешествия
 театральные постановки
 литературно-музыкальные композиции
 художественные выставки
 просмотр видеофильмов
Формой контроля знаний являются
викторины, кроссворды.
Место курса в учебном плане
1час в неделю, всего 33 часа в год
1.4.

проекты

учащихся,

конференции,

Планируемые результаты освоения

В результате реализации внеурочной программы «Уроки нравственности»
учащиеся должны уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это
право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в
чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые
для уроков по расписанию.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года
обучения
Личностные:
1)ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
2) знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
3)развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
4)эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Метапредметные:
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) готовность слушать собеседника и вести диалог;
3) готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать
свою точкузрения и оценку событий;
4) умение договариваться о распределении функций для работы в группе.
Предметные:
1)осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
2)строить сообщения в устной и письменной форме;
3)осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
1.5.

Содержание программы

Раздел 1. Правила поведения в школе – 6ч.
Правила поведения на уроке и на перемене.
Правила поведения в общественных местах.
Правила поведения в гардеробе.
Правила поведения в столовой.
Правила поведения в библиотеке.
Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2. О добром отношении к людям – 10 ч.
Что такое «добро и зло».
Что такое «добро и зло».
«Ежели вы вежливы».
«Ежели вы вежливы».
Добрые и не добрые дела.
Добрые и не добрые дела.
Ты и твои друзья.
Ты и твои друзья.
Помни о других – ты не один на свете.
Помни о других – ты не один на свете.
Раздел 3. Как стать трудолюбивым – 7 ч.
«Ученье-Свет, а неученье - тьма».
«Как быть прилежным и старательным».
«Как быть прилежным и старательным».

Наш труд в классе.
Наш труд в классе.
Мой труд каждый день дома.
Мой труд каждый день дома.
Раздел 4. Правила опрятности и аккуратности- 5 ч.
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида.
Каждой вещи своё место.
Каждой вещи своё место.
Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел 5. Правила поведения на улице и дома- 2ч.
Как вести себя на улице и дома.
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6. Школьный этикет – 3 ч.
Как приветствовать людей и знакомиться с ними.
Как приветствовать людей и знакомиться с ними.
Чему нас научили уроки нравственности?
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»
Номер
занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Тема занятия
Раздел 1. Правила поведения в школе
Правила поведения на уроке и на перемене.
Правила поведения в общественных местах.
Правила поведения в гардеробе.
Правила поведения в столовой.
Правила поведения в библиотеке.
Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2. О добром отношении к людям
Что такое «добро и зло».
Что такое «добро и зло».
«Ежели вы вежливы».
«Ежели вы вежливы».
Добрые и не добрые дела.
Добрые и не добрые дела.
Ты и твои друзья.
Ты и твои друзья.
Помни о других – ты не один на свете.
Помни о других – ты не один на свете.
Раздел 3. Как стать трудолюбивым
«Ученье-Свет, а неученье - тьма».
«Как быть прилежным и старательным».
«Как быть прилежным и старательным».
Наш труд в классе.
Наш труд в классе.
Мой труд каждый день дома.
Мой труд каждый день дома.

Количество
часов
6
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1

Дата

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Раздел 4.Правила опрятности и аккуратности.
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида.
Каждой вещи своё место.
Каждой вещи своё место.
Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел 5. Правила поведения на улице и дома.
Как вести себя на улице и дома.
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6. Школьный этикет.
Как приветствовать людей и знакомиться с ними.
Как приветствовать людей и знакомиться с ними.
Чему нас научили уроки нравственности?

5
1
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».